Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретический анализ проблемы изучения памяти в психологической литературе 5
1.1. Основные теории исследования памяти 5
1.2. Роль памяти в познавательной деятельности человека 10
2. Методы исследования памяти 15
Заключение 21
Список литературы 23
Фрагмент для ознакомления
2
Память – это психический познавательный процесс, который заключается в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении информации, что вырабатывает возможность его повторного применения в деятельности или возврат в область сознания. К памяти относят и процесс забывания [5, с. 112].
Изучения памяти ведутся с точки зрения всевозможных подходов. Физиологический подход основывается на изучении физиологических механизмов сохранения и запоминания информации. Например, О. Хебб отмечал, что информация непродолжительно запоминается в психике за счет возникновения электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, а переход данной информации в длительную память связан с постоянными изменениями, которые возникают в ходе неоднократного прохождения импульсов через одни и те же синапсы. Это облегчает последующее прохождение биотоков по таким путям.
В исследованиях отечественного ученного Е.Н. Соколова отмечено, что повторяющееся действие внешнего раздражителя приводит к вырабатыванию в нервной системе «следа», который сохраняет параметры раздражителя. Такой след назван Е.Н. Соколовым «нервной моделью стимула» [10].
Биохимический подход базируется на том, что память действует за счет определенных химических изменений в нервных клетках. Отмечается, что сигналы из окружающего мира способны вызывать химическую изменчивость в нервных клетках. При этом осуществляется перегруппировка между разнообразными типами белковых молекул нейронов, что и является условием запоминания [4].
Психологический подход изучения памяти связан с положениями некоторых теорий относительно психических механизмов запоминания. Рассмотрим идеи некоторых теорий.
Ассоциативное направление. Наиболее широко применяются ассоциативные теории памяти. Согласно данному направлению, явления и предметы воспроизводятся и откладываются не обособленно друг от друга, а в тесной взаимосвязи друг с другом, по утверждению известного ученого И.М. Сеченова, «рядами или группами». Воспроизводство каких-либо одних влечет за собой воспроизведение других, что детерминируется подлинными объективными связями явлений и предметов. Под их влиянием зарождаются временные связи в головном мозге человека, являющиеся физиологической основой воспроизведения и запоминания. В психологии эти связи рассматривались как ассоциации [14, с. 248].
Согласно ассоциативной теории памяти выделяются следующие ассоциации:
1. ассоциации по смежности – это ассоциации, которые являются отображением пространственно-временных отражений явлений и предметов;
2. ассоциации по сходству - воспроизводят сходство явлений и предметов;
3. ассоциации по контрасту - отражают противоположность явлений и предметов;
4. ассоциации по каузальности – причинно-следственные отношения явлений и предметов [2, с. 93].
Подлинно научное обоснование принципа ассоциаций было предложено И.П. Павловым и И.М. Сеченовым. По И.П. Павлову, ассоциации представляют собой временную связь, возникающую в результате одновременных или последовательных действий некоторых раздражителей [13, с.376].
Рассмотрим биохимическую и нейронную теорию исследования памяти. Самой распространенной гипотезой о физиологических процессах, которые лежат в основе запоминания, была гипотеза Д.О. Хебба. Согласно его теории, память переходит из кратковременной формы в долговременную путем объединения, которое формируется при неоднократном прохождении нервных импульсов через одни и те же синапсы. Таким образом, кратковременный процесс, продолжающийся секунды отражения, является важным для долгосрочного хранения.
В 1964 г. была выдвинута гипотеза о важной роли РНК в процессах памяти. Ее автором стал Г. Хиден. Согласно его теории, ДНК содержит генетическую информацию для любого организма, она или РНК также может передать и приобретенный опыт. Сегодня уже доказано, что обучение истинно оказывает влияние на РНК [18].
Еще одну группу изучений памяти представляет социально-генетическая теория. Так, П. Жане выделяет последовательность генетических форм, выражение которых было социально обусловлено ситуацией сотрудничества. П. Жане выделяет такие формы памяти, поиск (начальные формы), как ожидание, поручение (отсроченные действия), сохранение, пересказ самому себе (высшие ступени человеческой памяти), рассказ наизусть, описание и повествование. Каждая из данных форм памяти появляется из потребностей общения и взаимодействия людей, собственно данному обстоятельству П. Жане отводит главную роль в возникновении и формировании памяти человека, которая нужна только социальному человеку [4].
Идея социальной природы памяти получила развитие в трудах А.Р. Лурия и Л.С. Выготского. Л.С. Выготский и А.Р. Лурия указывают на следующие особенности памяти человека: буквальность, фотографичность, комплексность и т.д. Однако авторы сделали общие выводы, что примитивная память носит неуправляемый и стихийный. Кроме того, учеными выделено, что основу изменения функционирования памяти составляет переход от употребления и использования предметов в качестве средств памяти к использованию и созданию искусственных знаний, являющихся орудиями запоминания[19].
Гештальттеория. Сторонники данной теории, при пояснении функционирования памяти применяют понятие «гештальт», которое обозначает целостную структуру, организацию, несводимую к совокупности составляющих его компонентов. Основой образования связей считается организация материала, определяющая подобную структуру отпечатков в головном мозге по подобию форме.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балин, В.Д. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2003. — 560 с.: ил. - (Практикум по психологии). — ISBN 5-8046-0100-8. – URL:http://biblo-ok.ru/libr-ok/psihologiia/Gluhaniuq_NS_Diachenqo_EV_Semenova_SL_Praqtiqum_po_obshchei_psihologii_M_Voronezh_NPO_MODEK_2003_224_s/B3777Content.php
2. Богдан, И.В. Сущность процесса запоминания и развитие памяти в учебном процессе / И.В. Богдан // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование, 2009. - № 4. - с. 91-96.
3. Бусыгина, Н.П. Качественные и количественные методы исследований в психологии: Учебник/Н.П. Бусыгина. - Люберцы: Юрайт, 2016.- 423 c.
4. Герасимов, И. Г. Ионно-молекулярная модель памяти. Основные определения. Виды памяти (краткий обзор) / И.Г. Герасимов, А.А. Яшин // ВНМТ, 2013.- №4.-URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ionno-molekulyarnaya-model-pamyati-osnovnye-opredeleniya-vidy-pamyati-kratkiy-obzor (дата обращения: 21.11.2020).
5. Глуханюк, Н.С. Общая психология: Учебное пособие / Н.С. Глуханюк. - М.: Академия, 2017. - 272 c.
6. Городецкая, И.В. Виды памяти и методы запоминания при изучении нового материала студентами УО «ВГМУ» / И.В. Городецкая, Т.М. Яско // Вестник ВГМУ, 2013.- №2.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-pamyati-i-metody-zapominaniya-pri-izuchenii-novogo-materiala-studentami-uo-vgmu (дата обращения: 21.11.2020).
7. Донцов, Д.А. Развитие психических познавательных процессов в наиболее восприимчивых возрастах - начиная с дошкольного возраста и заканчивая юностью / Д.А. Донцов, М.В. Донцова, Е.О. Пятаков // Вестник практической психологии образования. - 2017. - № 3 (52). - с. 94-106.
8. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 640 c.
9. Зорина, В.Л. Общая психология. Познавательные процессы. Часть III. Память / В.Л. Зорина, И.Д. Еремеевская, Г.В. Глинкина, М.И. Ковель, М.А. Митрухина, М.С. Мартынец // Международный журнал экспериментального образования, 2015. - № 5-2. - с. 196-197.
10. Иванников, В. А. Общая психология : учебник для академического бакалавриата / В. А. Иванников. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 480 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-7549-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/392520 (дата обращения: 24.11.2020).
11. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А.Г. Маклаков. - Санкт-Петербург : Питер, 2015. - 583 с. : ил. - (Учебник для вузов). - Библиогр. в конце гл. - ISBN 978-5-496-00314-8.
12. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - Москва : Проспект, 2013. - 464 с. - Библиогр. в конце гл. - Глоссарий: с. 457-459. - ISBN 978-5-392-07505-8.
13. Матвеев, С. Феноменальная память. Методы запоминания информации. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 160 с.
14. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Р.С. Немов. - Москва : КНОРУС, 2014. - 718 с. - (Бакалавриат). - Библиогр. в конце гл. - ISBN 978-5-406-02927-5.
15. Носс, И.Н. Качественные и количественные методы исследований в психологии: Учебник / И.Н. Носс. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 362 c.
16. Осинина, Т.Н. Познавательная активность как ведущий фактор эффективности памяти / Т.Н. Осинина // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета, 2017. - № 3. - с. 45-49
17. Психология как историческая наука. К вопросу об исторической природе психологических процессов / Лурия А.Р. // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - Т. 9. - № 3-1. - с. 199-215.
18. Пугач, Ю.К. Развитие памяти. - URL: http://transyoga.ru/assets/files/books/sposobnosti/pugach.pdf
19. Савельев, А.Е. Концепции памяти: история развития и современные исследования / А.Е. Савельев // Вестник КРУ МВД России, 2012. - №2 (16). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsii-pamyati-istoriya-razvitiya-i-sovremennye-issledovaniya (дата обращения: 23.11.2020).
20. Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие / Л.А. Шипилина. - М.: Флинта, 2013. - 208 c.
21. Эллоуэл, Г. Приемы и техники развития памяти / Г. Эллоуэл, Т. Эллоуэл .- Издательство: Попурри, 2014 г. – с. 384. - ISBN: 978-985-15-2240-4.